Чудеса советского автопрома: машины-амфибии

Чудеса советского автопрома: машины-амфибии
Чудеса советского автопрома: машины-амфибии

ЗИЛ-49061 – трехосный полноприводный плавающий автомобиль – был создан на базе вездехода ЗИЛ-4906 в 1975 году. За характерный цвет кузова в народе их окрестили «синими птицами». Автомобиль вошел в состав поисково-спасательного комплекса «Синяя птица». Автомобили первыми прибывали к месту посадки космонавтов. В салоне этого авто можно было разместить до семи космонавтов.

На этих амфибиях установили двигатели ЗИЛ-131 с механическими коробками передач, применили независимую подвеску всех колес, два гребных винта. Передние и задние колеса конструкторы сделали управляемыми, причем поворот задних колес начинается после поворота передних на угол больше шести градусов. Очень нестандартным было решение по тормозным механизмам: они дисковые, но размещались не в колесах, а в корпусе машины.

Машины успешно прошли испытания и выпускались серийно в течение многих лет. Эти «Синие птицы» и поныне несут службу в Военно-космических силах. Замены им нет.

Летом 2002 года две такие машины были посланы в Германию во время охвативших ее наводнений. «Синие птицы» эффективно использовались для эвакуации жителей из районов затопления. В Европе не нашлось ничего подобного.

ЗИЛ-2906 - второй автомобиль, входящий в спасательный комплекс «Синяя птица», – шнекороторный снего-болотоход – появился на свет благодаря случаю.

Однажды спускаемый аппарат с космонавтами приземлился на поверхность замерзшего озера, пробил тонкий лед и застрял в нем, причем выходной люк оказался под водой. Все попытки добраться до модуля по льду успехом не увенчались – уж очень он был тонок.

Амфибию же нельзя было использовать, поскольку из-за льда она не могла двигаться. Между тем запас воздуха у космонавтов был ограничен, при неблагоприятном раскладе они могли погибнуть. И хотя нештатная ситуация в тот раз разрешилась благополучно, решено было создать транспортное средство, способное работать даже в таких условиях.

Вскоре на свет появился «шнекоход». Болотоход оснащался двумя роторно-поршневыми двигателями ВАЗ с бортовой схемой трансмиссии, корпус и шнеки были из алюминиевого сплава, кабина – из стеклопластика. Столь уникальным комплексом, имеющим практически абсолютную проходимость, по сей день не обладает ни одна страна в мире.

ВАЗ-Э2122 - Плавающий внедорожник

Первый вариант опытного плавающего внедорожника был разработан по заказу Министерства обороны СССР в 1976 году. Машина была сконструирована с применением узлов и агрегатов гражданского автомобиля ВАЗ-2121 «Нива», который готовился к производству в то же время.

Э2122 отличалась от аналогов в первую очередь оригинальным дизайном, не выдававшим в ней амфибию, небольшими размерами и маневренностью (к примеру, радиус поворота на воде и суше практически не отличался). Герметичный кузов позволял автомобилю при помощи вращения колес передвигаться по воде со скоростью 4,5 км/ч.

От УАЗа (в целях унификации) прототипу достались лебедка и фаркоп, по просьбе военных бамперы были сделаны максимально плоскими, с утопленными в них фонарями, чтобы можно было толкнуть застрявший впереди автомобиль. Лобовое стекло и рамки боковых дверей складывались. Кроме того, джип был оснащен двумя бензобаками, а конструкция кузова предусматривала установку носилок.

Однако легкий кузов не выдерживал серьезных нагрузок. Но прототип заказчикам все равно понравился, было решено продолжать работу и конструировать второй вариант джипа.

ВАЗ-2Э2122 (1977) – второй вариант плавающего внедорожника для армии, созданный на базе прототипа Э2122. Конструкторы ВАЗа постарались учесть все пожелания военного ведомства и избавиться от недостатков первой версии: перегрева двигателя и трансмиссии, поломок в выпускной системе, плохой обзорности, а также проработать несколько других важных моментов, вроде возможности запуска при низких температурах.
Нет комментариев. Ваш будет первым!